Александр Батурин
Родился 21 Июля 1915 года, в селе Полтавка, ныне Мартукского района Актюбинской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и аэроклуб в Оренбурге. Работал лётчиком — инструктором в аэроклубах Оренбурга и Алма-Аты. С 1938 года в Военно-Морском Флоте. В 1940 году, окончив Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков, получил назначение в 71-й истребительный авиаполк Краснознамённого Балтийского Флота, летающий на И-153.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) Старший лейтенант А. Г. Батурин совершил 421 боевой вылет, из них 67 на разведку в тыл врага. В 81 воздушном бою сбил 9 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего совершил 563 успешных боевых вылета, провёл 94 воздушных боя, сбил 18 самолётов противника лично и 12 в группе с товарищами.
После войны продолжал службу в ВМФ. С 1948 года Майор А. Г. Батурин — в запасе. Жил в городе Альметьевске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), 18 медалями. Имя Героя носит улица в Алма-Ате. Долгое время его имя носила пионерская дружина Яйсанской средней школы Мартукского района. Умер 29 Ноября 1985 года.
* * *
Он родился в 1915 году в селе Полтавка Мартукского района Актюбинской области в семье врача. После окончания средней школы работал шофёром. Затем была учёба в Оренбургском аэроклубе, работа лётчиком — инструктором в аэроклубах Оренбурга и Алма-Аты, начальником лётно-планерной школы. В 1937 году окончил Высшую лётно-планерную школу. В Сентябре 1938 года призван в Красную Армию. В 1940 году, после окончания Ейского военно-морского авиационного училища, был направлен в строевую часть на должность лётчика.
В годы Великой Отечественной войны, с её первого и до последнего дня, воевал в составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота в качестве лётчика, командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи, штурмана авиаполка, участвовал в обороне Таллина, Ленинграда, освобождении Советской Прибалтики.
По правде говоря, Александр Герасимович Батурин летал во время войны незаконно. В 1941 году медицинская комиссия признала его негодным к лётной службе. В справке, которую ему выдали при выписке из госпиталя, говорилось, что его правый глаз потерял зрение на 70 процентов. Если учесть, что Батурин был не просто лётчиком, а истребителем, станет ясно, что это означало. Оспаривать решение комиссии не было смысла. Но согласиться с заключением врачей Батурин не мог.
Теперь можно открыть один секрет. Александр Батурин, тот самый, что был отстранён от полётов, совершил после выхода из госпиталя 543 боевых вылета, участвовал в 94 воздушных боях и сбил 30 самолётов противника, из них 18 — лично. Он летал на разведку, обнаруживал дальнобойные орудия, обстреливавшие Ленинград, штурмовал врагов.
С началом Великой Отечественной войны, полк действовал над Финским заливом. 21 Августа 1941 года Александр Батурин одержал первую победу над Ju-88, в бою с 20 вражескими самолётами в районе Таллина. Он продолжал регулярно летать и к середине 1942 года стал одним из наиболее опытных советских пилотов — истребителей. У него было несколько побед, одержанных реактивными снарядами РС-82, установленными под нижнем крылом его «Чайки».
Летать Батурину было нелегко. Правый глаз слезился, и лётчик при ярком солнце почти ничего им не видел. В письме, посланном родным 17 Февраля 1942 года, он признавался: «Чувствую себя хорошо, только глаз плохой и, кроме того, в переносице осколки. Летать приходится в тёмных очках... Очень трудно, но всё же надо воевать. И я, имея полтора ока, сбил уже 5 стервятников. Ну, а лечить глаз буду после войны».
Лучше чувствовал себя больной глаз в темноте. И само собой пришло решение летать ночью. Для того чтобы разглядеть в кабине показания приборов, острого зрения не требуется. А целиться в противника всё равно одним глазом.
Всё чаще сложные ночные задания давали именно Батурину. Так было и когда противник начал производить с воздуха минные постановки в районе Кронштадта. 5 ночей Батурин охотился за немецкими самолётами. В результате, 2 бомбардировщика, пытавшихся поставить мины, он сбил лично, ещё 2 — совместными атаками своего звена.
Летать, разумеется, приходилось и днём. В конце концов Батурин настолько привык к капризам своего правого глаза, что не обращал на него внимания.
Когда Александра Герасимовича спрашивали о самых трудных днях войны, он отвечал: «В 1941 — 1942 годах приходилось вылетать по 7 — 8 раз в день, к тому же в условиях блокады. Однако наши лётчики-балтийцы громили врага — на земле, в небесах и на море. Лётчики — балтийцы были морскими лётчиками».
3 Апреля 1942 года стало особенно удачным для Александра Батурина. В этот день во время массированного налёта на военно-морскую базу Кронштадт шли более 80 немецких бомбардировщиков, а на бой с ними вылетало 8 истребителей И-153, возглавляемые Батуриным. Наши лётчики смело ворвались в самую гущу врагов, разбили их строй, сорвали прицельное бомбометание. В этом жестоком бою Батурин лично сбил 3 бомбардировщика. В этот же день, в другом вылете, он уничтожил ещё один вражеский самолёт. За это был награждён орденом Красного Знамени. В одном из последующих боёв за Ленинград, Батурин опять сбил 3 самолёта...
24 Апреля 1942 года, когда немцы бросили на Ленинград большое количество самолётов, Батурин повёл свою группу в самую гущу. Не было даже возможности сосчитать, сколько летит «Юнкерсов» и «Мессеров». Надо было бить врагов, отгонять их. В этом тяжёлом бою группа Батурина сбила 5 немецких самолётов.
23 Октября 1942 года командир эскадрильи 71-го ИАП КБФ капитан А. Г. Батурин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Политическое управление Краснознамённого Балтийского флота выпустило тогда листовку «Отличный штурмовик — истребитель», где говорилось:
«Герой Советского Союза капитан А. Г. Батурин — воплощение героизма, храбрости, отваги в бою, настойчивости и выдержки. Он отлично овладел авиационной техникой. Стремительными воздушными атаками, метким огнём своего истребителя не раз обращал в бегство врага, много немецких асов вогнал в землю».
4 Апреля 1944 года Батурин едва не был сбит немецкими истребителями. В тот день, в паре со своим ведомым Михаилом Мачабели (имевшим 10 побед), вступил в бой с группой из 16 FW-190. Батурин сбил два из их, а Мачабели — третий. Враги тоже не остались в долгу: подожгли самолёт ведомого (прикрывая командира, Мачабели подставил свою машину под огонь «Фоккеров»). Самолёт Батурина также был повреждён, а сам он ранен в лицо, но продолжал бой. Когда кончились боеприпасы, он крутым пикированием оторвался от противника и ушёл на свой аэродром.
С большим трудом раненый Батурин привёл на аэродром подбитую машину. Рана вскоре зажила, самолёт отремонтировали, Батурин продолжал воевать. Однако гибель боевого друга лежала на сердце тяжёлым камнем...
Но, как выяснилось уже после войны, Миша Мачабели не погиб! Оказалось, тяжело раненного лётчика, немцы взяли в плен. Освободили его наши наступавшие войска. Лётчика долго лечили, потом он ходил в специальном корсете (у него был повреждён позвоночник). И, ещё не сняв корсета, начал летать. Только уже не на истребителе, а на транспортном самолёте Гражданского Воздушного Флота.
9 Августа 1944 года четвёрка Ла-5ФН майора А. Г. Батурина патрулировала над Финским заливом, прикрывая морские коммуникации, по которым осуществлялись перевозки грузов стратегического значения. Hемецкое командование подготовило операцию по уничтожению караванов и, перед её проведением направило в этот район сильную группу «расчистки воздуха» из состава известной эскадры JG 54. Однако вытеснить советские истребители из зоны патрулирования немецкие лётчики не смогли и, несмотря на то, что в 3 раза численно превосходили группу из 10-го ГвИАП, потеряли один «Фокке — Вульф». Лётчик II-й Группы оберлейтенант Рудольф Хофман (имевший 37 побед) погиб.
К концу войны
В 1948 году Александр Герасимович выполнил предписания врачей — ушёл с лётной работы. Поселился далеко от Ленинграда — в татарском городе Альметьевске. До 1983 года работал в Аэрофлоте и ДОСААФ.
Разные люди этого города говорят о Батурине по-разному. Одни — как о главном инженере транспортной конторы треста «Татнефтьстрой». Другие — как о человеке, увлекающемся любительскими киносъёмками. Автомобилисты знают о сконструированном Батуриным микролитражном автомобиле, а радиолюбители — что он коротковолновик.
Кстати, это увлечение Александра Герасимовича известно далеко за пределами Альметьевска. Радиолюбители многих стран принимали позывные Батурина. Центральный комитет Союза чехословацких радиолюбителей даже наградил его почётной грамотой. Но, наверное, корреспонденты Александра Герасимовича, с которыми он держал связь, не знали, что позывные УА4ХИ принадлежали человеку, удостоенному за мужество и самоотверженность высшей награды нашей страны — Золотой Звезды Героя.
9 Мая 1964 года произошло незабываемое событие — встреча двух боевых друзей. Состоялась она в Ленинграде — городе, за который они воевали. Батурин приехал из Татарии, Мачабели — из Грузии. Это была поистине волнующая встреча. Мачабели старался казаться спокойным, только уж очень часто отводил в сторону слишком блестевшие глаза. А Батурин даже вынул из кармана платок...
Последние годы Гвардии Полковник А. Г. Батурин жил в посёлке Малый Зайкин Первомайского района Оренбургской области. Умер в 1985 году.
Из неофициальных источников:
А.Г. Батурин был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.
Но вторую звезду Героя Александр Герасимович не получил. Возвращаясь из секретной разведки на предельной высоте, увидел внизу воздушный бой, вступил в него, вопреки приказу «оставаться незамеченным» и сбил в нем два вражеских истребителя.
За нарушение приказа Батурин был наказан и лишен звания дважды Героя Советского Союза. Два сбитых истребителя в том бою ему в зачет не приняли. И сколько таких «нарушений приказов» совершил летчик за 563 боевых вылета? … история умалчивает. Для него это была работа.
Память народа Подлинные документы о Второй мировой войне |
Подвиг народа Архивные документы воинов Великой Отечественной войны |
Мемориал Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества |
Увеличенная фотография (JPG, 580 КБ)