Петр Куркин

В ряды тогда еще Красной армии мой дед, Петр Сергеевич Куркин, ровесник революции, был призван в сентябре 1939 года. Служил в Читинской области в 16-ом танковом полку шофером. Попал как раз на окончание вооруженного конфликта на реке Халхин-Гол.


Когда началась война, он был направлен водителем на Западный фронт, в 43-ю армию. Оборонял Москву, участвовал в жестоких боях под Смоленском. В конце сентября под Тулой попал в окружение. После выхода из окружения был зачислен в 445-ю отдельную автороту шофером — подвозил снаряды для тяжелой артиллерии на передовую.

Его ЗИС-5 не зря называли рабочей лошадкой войны. Наравне с полуторками в любых условиях войны они доставляли войскам боеприпасы, обратно везли раненых. Как вспоминал дед, кабина была фанерная и очень тесная. Это если водитель в летнем обмундировании. Но ведь приходилось водить и зимой — в валенках и полушубке. Крылья были гнутые, из кровельного железа. Фара одна-единственная со светомаскировкой. И вот эти машины вывезли на себе всю войну, это про них стихи:

С кабиною деревянной

И с фарой всего одной

Отважно, порой отчаянно,

Она принимала бой.

Еще дедушка рассказывал, как скакала машина на изрытых воронками прифронтовых дорогах, как под огнем противника, проявляя чудеса мастерства, доставлял на передовую боеприпасы. Выгрузив снаряды, развернув машину и, уворачиваясь от разрывов, на всей скорости мчался обратно.

Все его боевые награды, считал дед, он заслужил вместе с машиной. А наград немало: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», орден Отечественной войны II степени, медаль «За взятие Кенигсберга». В послевоенные годы к ним прибавились многочисленные юбилейные медали. По этим наградам и наградным листам можно проследить всю фронтовую географию деда. Он участвовал в боях под Москвой, воевал в Белоруссии, освобождал Кенигсберг, Польшу. День Победы встретил на Эльбе.

После войны фронтовики взяли на себя всю ответственность восстановления послевоенного хозяйства. Дед вернулся к крестьянскому труду — из фронтовой машины пересел на трактор. Больше десяти лет был бригадиром тракторной бригады, потом, почти до самой пенсии, управляющим отделением. Уже за труд в мирное труд мой дедушка был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, медалью «За освоение целинных и залежных земель». Он дважды был участником выставки достижений народного хозяйства, награжден «Золотой медалью ВДНХ СССР».

И на пенсии ему не сиделось дома: до 79 лет работал дежурным машинистом на насосной станции. А еще, как ветеран, активно занимался общественной работой, выступал перед учащимися школ с воспоминаниями о войне.

Главным достижением своей мирной жизни дедушка считал семью — две дочери и сына. Всех вырастил и всем, как говорят, «дал ума». Мама закончила первый набор по специальности электроснабжение промышленных предприятий Алтайского политехнического института, тетя — пединститут и всю жизнь отработала в школе учителем математики. Дядя закончил летное училище, трудился бортинженером в гражданской авиации. Три внука и четыре внучки — все с высшим техническим образованием. Несмотря на нелегкую фронтовую и трудовую биографию, дед считал, что прожил долгую и счастливую жизнь, а главное, дождался всех шестерых правнуков.

Дмитрий СВИРИДОВ

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества